Тавлеи (в народе велеи) — древнерусская настольная игра шашечного типа, позднее — название игры в шашки. До сих пор ученые не могут разобраться в принадлежности этой игры. Шашки? Нарды? Шахматы? Или может самобытная, ни на что не похожая игра?
Пытаясь найти достоверную информацию по этой игре, я перебрал несколько источников. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что разные исследователи считают игру в тавлеи прародителем различных игр.
Одни утверждают, что тавлеи – это игра, завезенная на русскую землю с Востока и похожа на нарды. В пользу этой теории говорит то, что в Турциинарды называют «тавла».
Другие считают, что тавлеи – это древнерусские шашки. Действительно, сохранилось несколько письменных источников с описанием игры и игровогопроцесса. Доска, плоские одинаковые фигуры.
Третьи считают, что тавлеи – русский вариант шахмат, ведь каждый играющий имел свой набор фигур.
Четвертые ученые считают, что игру на Русь завезли норманны, где она была очень популярна, а название произошло от латинского «тавл» – доска. Так же есть мнение, что игра появилась не как «стратегический симулятор», а как мистический инструмент для предсказаний. Не даром на скандинавских тавлеях вырезаны руны, а форма фишек очень похожа на руны для гадания. Кроме того, на ум приходит мистическое использование нард на востоке, где с помощью них пытались предсказывать судьбу.
Итак, мы имеем четыре версии. Конечно же больше всего нравится последняя, где игра являетсяне переходным моментом между «праигрой» и современным видом шашек или нард, а самостоятельной, полноценной и интересной игрой, которая вобрала в себя лучшие стороны других игр.
В доказательства существования тавлеи, как игры, можно привести раскопки 1969 года на земле вятечей в районе Старой Рязани, где в могильнике были обнаружены две шашки для игры. Предположительно этои есть шашки для тавлеи. На одной из них был изображен витязь со щитом и копьем. Вторая шашка была без рисунка, того же размера и хорошо удерживалась на «спине» собрата. Из этой находки можно предположить, что в тавлеях использовались «именные» фигуры как в шахматах, а не безликие, как в шашках.
До недавнего времени, появление шашек на Руси связывали с именем князя Владимира, который завез игру из Константинополя. Но эта находка археологов датирована 4-ым веком, а значит игра была на Руси до Владимира. Откуда она появилась с Востока или Запада – не известно.
Так и не известно как играли в тавлеи наши предки. Существуют некоторые попытки воссоздать оригинальные правила по тем источникам, что существуют (в основном это былины и придания). В итоге появились правила «русских шахмат». Но насколько эти правила походи на оригинальные – сказать трудно.
Правила игры в тавлеи.
Игра состоит из: игрового поля 9?9 клеток, фишки золотого цвета, символизирующая князя, 8 светлых фишек, символизирующих защитников, 16 тёмных фишек, символизирующих нападающих.
Игра предназначена для двух игроков.
Чтобы начать игру, одному игроку предстоит принять сторону князя и защитников, а другому – нападающих.
Для победы защитников князь должен достичь одного из четырёх выходов. Нападающие, чтобы победить, должны захватить князя. Игроки совершают ходы по очереди, причём первыми ходят нападающие.
В свой ход игрок должен передвинуть одну любую свою фишку на произвольное число свободных клеток по горизонтали или вертикали (так же ходит ладья в шахматах). «Перескакивать» через стоящие на пути фигуры нельзя.
Князь, в отличие от всех остальных фишек может вставать на трон и на выходы – все остальные фишки на эти клетки ставить нельзя, переносить фишки через трон нельзя.
Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась:
- зажата между двумя вражескими фишками
- зажата между вражеской фишкой и выходом (князя это правило тоже касается!)
- нападающий зажат между князем или защитником и троном
- защитник зажат между нападающим и пустым троном
Фишка должна быть зажата строго по горизонтали или вертикали – зажимать «углом» нельзя
Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:
- Князь находится на троне. В этом случае нападающие должны занять все четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю все пути к отступлению
- Князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали. В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону.
В поле князь участвует в сражении также, как и другие фишки.
В случае, если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.