Точки —игра на бумаге в клетку, в которой участвуют от двух и более человек. У игры существуют и другие названия, например, «города», «фазенда» или «феодалы», но они используются довольно редко.
Правила этой игры похожи на игру го (только камни не убираются с доски), но гораздо более легки для понимания, поэтому игра является некой "облегчённой" версией го. Вместо камней используются точки разных цветов, наносимые на бумагу ручкой или карандашом. При игре ручками одного цвета для различия противников наравне с точками используются знаки «x», «o» и т. п. Поле игры — лист бумаги (в клетку) любого выбранного размера.
Соперники по очереди ставят точки на пересечении линий листа в клетку, каждый своим цветом.
Игра идет на поле размером 39х32 пунктов. Пунктом считается пересечение
линий на поле. Играют двое, разными цветами.
Игроки ходят по очереди (1 ход — одна точка). Первый ход каждого
из соперников происходит в центральной части поля (8х15). Последующие
ходы могут быть в любой пункт, если только он не в окруженной
области. Возможности пасовать (пропускать ход) нет. Факт окружения
не дает право на дополнительный ход.
При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали)
замкнутой линии образуется область. Если внутри нее есть точки
противника (при этом могут быть пункты, не занятые чьими-либо
точками), то это считается областью окружения, в которую далее
запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника
нет, то область свободная и в нее можно ставить точки.
При появлении в свободной области точки соперника, свободная область
будет считаться областью окружения, при условии, что точка соперника
не была завершающей в его окружении
Точки, попавшие в область окружения, далее не участвуют в образовании
линий для окружения.
Точки, поставленные на краю поля, не окружаются.
Партия заканчивается, когда не осталось свободных мест, по взаимному
согласию игроков, либо когда один из игроков говорит стоп. Если
игрок A останавливает игру у игрока B будет 3 минуты, в течение
которых игрок B будет ставить точки один, доокружая свободные
точки игрока А. По истечении 3-х минут игра заканчивается автоматически.
Победа определяется при подсчете окруженных точек (побеждает игрок,
который окружил большее число точек соперника) или по взаимному
согласию игроков.
Комментарии и замечания
Пусть есть непрерывная замкнутая линия, которая ограничивает некоторую
область. Но в этой области нет точек противника. Потом противник
сделал ход в эту область, эта область будет тогда считаться окружающей,
НО только в момент хода игрока, которому принадлежит область.
При этом ход может быть в любое другое место на поле (не обязательно
входить в состав той окружающей области).
Пусть есть окружающая область, которая (в момент Х) попала в окружение.
В этом случае количество точек противника, которое область содержала
до момента Х, не учитывается при подсчете окруженных точек в конце
партии.
Игроку, который первый планирует сказать «стоп», следует обезопасить
свои точки от окружения выходом к краю.
На фактическое обведение точки, поставленную в область ход не
тратится — после обведения можно ходить куда угодно
Для каждой партии или турнира устанавливаются временные ограничения,
оговариваемые отдельно.
Цель
В зависимости от разновидности игры:
— в классических точках: взять в плен больше точек соперника.
— в «захвате» : захватить больше территории.
Окружение должно быть построено так, чтобы расстояние между точками составляло не более одной клетки — по прямой или по диагонали. Пленные точки в окружении участвовать не могут. Почти во всех вариантах игры территория без пленных точек противника не захватывается. Ставить точку в территорию, захваченную противником, запрещается либо эта точка считается захваченной, если не завершает собой окружения, разрывающего линию.
Есть вариант правил, когда нельзя окружить группу точек, соединенную с краем листа, если они представляют из себя неразрывную группу или линию без брешей. Называется это «заземлением». (Но если углы при поворотах не заполнены, линию можно все же разбить по диагонали угловой клетки).